Как я изменял красной личинке с куском металла

Ранее я при зимней ловле окуня был убежденным апологетом мотыльной снасти, и даже отметился на эту тему несколькими статьями, опубликованными в периодике и впоследствии периодически обнаруживаемыми мною на разных ресурсах в Интернете. Но это уже совсем другая история.

Ловить окуня с мотылем или без мотыля – это вопрос диалектический. Здесь нужно четко представлять, чего ты хочешь добиться. Необходим предсказуемый результат? Мотыль будет эффективнее в большинстве случаев… Количество? И снова на авансцене мотыль. Качество? Тогда предпочтем голую мормышку. Эстетика и непредсказуемость рыболовного процесса? Голая вне конкуренции!

Я бы хотел остановиться на эволюции моего сознания, на том, как я из махрового поклонника мотыльной рыбалки, да еще с целой философией, определенной отработанной методикой и весьма неплохими успехами столь кардинально развернул вектор своей рыболовной направленности по извлечению на лед полосатых друзей…

Итак, до конца 2007 года мой опыт безмотыльной рыбалки исчерпывался парой опытов, когда я осознанно, в течение пары-тройки часов не надевал на крючок мормышки мотыля. Первый раз такое произошло в плавнях в районе Процева, где раньше стоял пароход «Тургенев», а после совсем неподалеку располагался филиал козинской базы… Тогда я вымучил семь ладонных окуней. Но отмечу, что ловил я в тот день на «паровозик» из двух мормышек. При этом на верхнюю (черный муравчик) рыба клевала, а на нижнюю (что-то там для веса, что именно, не помню) не соблазнялась. Это был обычный прототип снасти, которую я использовал на протяжении полутора десятков лет для ловли окуня, – кивок из жесткой щетинки, обязательно «догонялка» вверху, только, как правило, не муравчик, а малюсенький глазок-шарик с крючком 2,5-3,5 по отечественной нумерации, и крупный окунь в 90% случаев соблазнялся именно «догонялкой».

Второй относительно успешный опыт ловли на голую случился у меня году в 2003 в районе места впадения Павливки в Обводной канал. Та рыбалка запомнилась поимкой одного окуня грамм на шестьсот. Казалось бы, повод задуматься!!! Но задуматься и реализовать – вещи разные в корне.

Это творение нашего бориспольского умельца

Мое рыболовное сознание периодически будоражили успехи наших бориспольских рыбачков в ловле на свинцовые мормышки, обмотанные медной проволочкой примерно до половины (их делает один местный умелец и предлагает всем в рейсовых автобусах, представлены они и в местных магазинах. Кстати, этот дед подходил посочувствовать, когда мы на Форде в 2008 году перевернулись на подъезде к Кийлову. Было это недалеко от дач возле озера Утильное – видно, живет человек там).

В общем, на всякий случай я попробовал обмотать проволочкой пару вольфрамовых мормышек, причем это были капельки не самой малой величины – обычно такие я использовал как нижнюю мормышку при ловле на мотыля. И вот в декабре 2007 года перед самым Новым годом выбрались мы на канал Кийлов-Процев с другом Пупой. Сели в коряжках – их там много образовалось после работы земснарядов. Окунь на мотыля клевал бойко и всякий. Нам, собственно говоря, нужен был живец, с которым мы собирались переехать на озеро Штамбур (через него, кто не знает, этот канал тоже проходит)… Окунь-то бойкий, но на дне был самый настоящий лес, и оснастки с «догонялками» таяли, как майский снег на цветущих абрикосах. Особенно преуспевал друг Пупа.

А это мой прототип, на который предпочитаю ловить

Соотнеся ряд факторов (активность клева, запасы своих коробочек с приманками, длительность рыбалки и потенциальный размер клюющих особей) я решился на авантюру, тем более живца уже хватало. Взял да и привязал одно из творений своих рук – точнее апгрейд промышленной мормышки. И в дело сразу пошел кулек, а не ведро с живцами, поскольку окуни меньше ста грамм клевать перестали, впрочем, и больше двухсот грамм тоже не было, но зато снасть с одной мормышкой оказалась куда психологически устойчивее, нежели снасть с «догонялкой». И развешивание игрушек на подводных елках прекратилось… А клев, кстати, был ничуть не хуже, чем на мотыля…

Хорошим мормышкам свойственно размножаться

Переехав на Штамбур, я к чести своей, не изменил безмотыльной рыбалке. На этом озере есть такая себе коса глубиной метра четыре, а вокруг шесть. Мы расставили щуколовки в месте, где озеро переходит в канал, а потом отправились на эту косу половить окуня: Пупа, как водится, на мотыля, а я на монстроватенькую вольфрамку, обмотанную медной проволочкой. Я не мусульманин, но на колени падать пришлось не раз, потому что леска 0,09 не предполагала массовой встречи с окунями в 400 грамм весом, особенно, когда я с этой косы перешел на более глубокие места. Весь крупняк в тот день стоял метрах на шести, там уже и обрывы стали приключаться. У друга Пупы тоже проскочило пару достойных полосатых друзей, но грамм по 200, не более. И тут я прозрел.

Сладкая парочка – твикс...

На следующую рыбалку мы уже поехали более подготовленными. В частности, медную обмотку на мормышках я зафиксировал суперклеем (правда, сейчас делаю это эпоксидной смолой – эстетичнее получается), дополнил оснастку и бусинками – на одни мормышки поставил беленькие, на другие черненькие бусинки. Не сказал бы, что активность клева увеличилась, но эстетики добавилось. Помимо разного размера капелек прикупил еще разных вольфрамовых бананчиков, нимфочек, шариков. Но должен сказать, что мой природный консерватизм рулит – использую до сих пор, прежде всего, капельки… Правда, меньшего размера, чем те, на которые начинал.

Разная вольфрамовая альтернатива – тоже клюет, но хуже

Просто крупная вольфрамка востребована окунями в начале сезона, бывают и случаи, когда эффективной игры удается добиться лишь с использованием крупного вольфрама. Это пресловутые схроны крупных окуней – глубины от 6 до 7 метров, на такой глубине эффективная игра мелкой вольфрамкой (в том числе и из-за погодных условий, нередко течения) затруднена… Ну а поскольку я обычно ловлю окуня на глубинах 2-5 метров, приверженность к миниатюризации снасти очевидна. Но без фанатизма -- на совсем уж мелкие приманки клюет в основном окунь спортивный, а жерлицы я теперь ставлю редко…

Кстати, почему такое сочетание – вольфрам и медь? Я видел в рыболовной периодике суждения о том, что, в частности, изготовленные из двух разных металлов составные колеблющиеся блесны, плоскости которых скреплены заклепками или иными способами крепежа, уловистее, чем приманки из монометалла – именно за счет разницы потенциалов, которая возникает при контакте разнородных металлических поверхностей… Может, случай аналогичный?

Правда, был у меня успешный опыт ловли и на свинцовых паяных муравьев, преимущественно с медными чешуйками. В частности, на одном из озер, через которые прокопан Обводной канал,  а еще -- на Флажках… В принципе, в глухозимье свинцовая мормышка иногда даже уловистее вольфрамки, да и клюет на нее без всякого дополнительного апгрейда. Иное дело – тонет долго (а удельный вес вольфрама – прекрасная характеристика, особенно в период активного клева -- пока еще та свинцовая мормышка дойдет до дна при четырехметровой, к примеру, глубине), да и люблю я мормышку подорабатывать, чтоб интереснее было… Красиво намотать правильную медную проволочку и зафиксировать бусинку – это просто приятно.

Был у меня успешный опыт и вот на такие паяные муравьи, приходился он в большей мере на глухозимье. Но вольфрамку считаю более удобной

Путем эволюции определил для себя оптимальные типы кивков для безмотыльной ловли. Это по-прежнему щетинка, оснащенная, впрочем, по моей конструкции: обмотанное проволочкой колечко для продевания лески, зафиксированный железной бусинкой кончик щетинки, дополнительный элемент для продевания лески, размещенный на теле кивка… Также удалось изготовить пару кивков из лавсана и астролона, а также из пластиковой бутылки, которые по игре могу назвать приемлемыми. Удочку, оснащенную одним из этих кивков, активно юзает друг Пупа. Остальные дружбаны в ловле окуня совершенствоваться не спешат и вполне удовлетворяются поклонением красной личинке.

Кивки с безмотыльной снастью предпочитаю использовать из жесткой щетинки, но тоже дорабатываю

Альтернативные кивки. Красный сделан из бутылки пива "Оболонь-Вогнегасник", белые – из лавсана

Что касается проводки, то она достаточно банальна. У меня, например, далеко ото дна окунь на безмотылку клюет редко. Некоторые исключения случаются на Флажках и в местах с течением. На обводном канале, на заливах в районе Кийлова, Вишенковском канале полосатик все же сильно привязан ко дну. И полезной зоной проводки я б назвал сантиметров пятнадцать ото дна. Проводка безмотыльной вольфрамки, которой придерживаюсь я, обычно равномерная. Разумеется – в большинстве случаев по перволедью достаточно умеренно-быстрой проводки с довольно значительной амлитудой, а в глухозимье нужна более быстрая с меньшей амплитудой. Это аксиома, но даже в этом случае есть исключения из правил.

Бэби-киллеры. Мелкие вольфрамки ловят преимущественно мелкого окуня, хотя бывают исключения

Полезно менять амплитуду и скорость проводки. Например, в начале этой зимы пошли дикие снегопады, и окунь уже по перволедью придерживался глухозимной модели поведения. Четко зная, что в данном месте полосатики – и немаленькие – присутствуют, я провоцировал их на поклевку несколькими быстрыми циклами игры с охватом до 30 сантиметров придонного слоя в комплексе с несколькими циклами проводки, которую я б назвал «лещевая» (размеренная с большой амлитудой), правда, с охватом не более 15 сантиметров придонного слоя. Полосатые друзья «велись», пару капитан-лейтенантов соблазнил вообще на стадии «затухания» проводки – достаточно упругий кивок способствует тому, что мормышка в момент остановки проводки, вероятно, немного покачивается на месте.

Нам много рыбы не надо :)

Во всяком случае, в дикий снегопад да с конкретным морозом я бы свои результаты назвал удовлетворительными, просто мне много рыбы не надо, и домой я обычно забираю с десяток самых приличных особей, а то и меньше. Вот только плюхаться на колени перед лункой было напряжно – вода на снегу, пурга в лицо… Но оно того стоило…

Спасибо большое, Игорь. Думаю Ваша статья достойна появиться не только на страницах нашего сайта но и в периодике.
Спасибо за оценку. Та нет. В периодику немного иначе статьи пишутся. Я все же академический редактор :)
Поучительный блог.Спасибо.
Не за что. Кстати, мормышка, которая на второй фотографии, погибла смертью храбрых. Вчера окунь хорошо дернул. А поскольку клевало так себе, к подобной наглости я готов не был :)
Хорошо расписал!Отличный блог! Буду пробовать!
В ловле на голую мормышку -- главное, преодолеть психологическую неуверенность. А пробовать лучше по перволедью, тогда в глухозимье уже будет, от чего отталкиваться. но если нормально поймаете теперь, по перволедью Вам не будет равных :)
А вот за это большое человеческое спасибо
Уже много лет на каждой рыбалке пару часов уделяю безмотылке.Мормышек собралось-впору магазин открывать,а результат-с десяток полосатых.Уже думаю,может руки не оттуда?А поучиться неукого,у нас этим делом не занимаются,и на меня смотрят как на ненормального!ЗАВИДУЮ ВАМ И ТЕМ КТО УМЕЕТ!!!
А здесь очень просто: надо безмотылке попробовать уделить не часть, а всю рыбалку
Изменять!! :)Да ещё личинке! :)Аморально!
Не аморально, а правильно :)))
А у меня наоборот: начинал зимнюю рыбалку с голых муравьев, а с личинками только при ловле на покаток познакомился. :)
Ну при покатковой ловле на голый крючок рыба вряд ли сама навешается при нынешних раскладах. А вообще Вы очень правильно начинали.
Ни хрена в зимней не не харю но описано красиво !
Честно сказать, я тоже не сильно великий гуру. Чуть выше среднего :)