Ностальгия по ........

Прочитав блог Old-а ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПЛОЩАДЬ...90-е, пробило и меня опубликовать свой рассказ о зимней рыбалке на Кременчугском море, написанный много лет назад. Чтобы текст сильно не утомлял и для наглядности, я использовал фото своих Кременчугских друзей с других рыбалок. Да, еще, просьба борцов с переловами быть чуть снисходительнее. Это было давно, и поверьте, очень сложно, когда ловится килограммовая тарань, отделаться нормативным уловом в 3 кг!

"Любой человек, если он проведёт хотя бы один день с удочкой на реке или озере, если он вволю надышится ароматом цветов, услышит пересвист птиц, и курлыканье журавлей, увидит в тёмной воде бронзовый или серебристый блеск крупной рыбы, если он, наконец, почувствует её упругий бег на тончайшей звенящей леске, будет потом долго вспоминать этот день, как один из самых счастливых дней в своей жизни".

К. Г. Паустовский

Стояли новогодние праздники 2002 года

Стояли новогодние праздники 2002 года. Зима была на славу – с морозами, снегом, толстым льдом на Кременчугском водохранилище. Вот туда мы и направились в субботу, 5 января.  После нескольких рабочих дней, не желая выходить из «новогоднего» состояния, мы прихватили с собой вполне солидный запас еды и водки, решив совместить отдых с рыбалкой. Довольны были все, предвкушая заранее и отдых, и рыбалку. Все, кроме водителя. Да, несколько слов о коллективе. Водила – Михалыч, мужичек сорока лет, повидавший в своей жизни и разочарования в рыбалке, и полнейшие рюкзаки с уловом, которые впивались лямками в его худые плечи. Сомневаться в его профессионализме не приходилось. Второй – хозяин машины, Николаич. Он был сегодня «выходной» от руля. Мы к нему относились с уважением. Ему было за пятьдесят. Большой овчинный тулуп, бурки, шапка-ушанка и совсем маленький деревянный, небраконьерский  ящик. Николаич был любителем рыбалки в полном смысле этого слова. Чего нельзя сказать о третьем участнике. Хапуга - так ласково я его всегда называю Валентина. Только не из-за жадности к рыбе. Знаете, как у настоящего спортсмена должна быть всегда спортивная злость и жажда борьбы. У него этих качеств хоть отбавляй. Всегда нацелен на  удачу, постоянно меняет места, наживку, мормышки, ищет рыбу, а рыбе ничего не остается делать, как искать его. Да, и этот раз рыбу нашел именно он, но не будем торопить события. Остался я, Ваш покорный слуга. О себе говорить хорошее - не скромно, а плохое – не хочется.

И так, выехали мы вовремя, без опозданий. Дорога была местами очень скользкая. Вечером  давил мороз под 20 градусов. Еще б немножко, и рыбалка сорвалась, но утром, к нашей радости, было около 10 градусов. Все было на руку – и хорошая погода, и нормальное давление, и боевое настроение.

На водохранилище мы прибыли в 7:00. Видим много машин, еще больше людей. Нас это не особо пугает. Мы отнюдь не новички в рыбалке, знаем свое дело, а из потенциальных соперников половина «индейцы» в рыбалке, так что не теряя время принялись за дело. Отмахав положенный 1час по льду, мы вышли в заданный квадрат. Накануне, в прошлые выходные, мы были в этом районе. Результат более чем отличный – по 2...... кг крупной плотвы поймал каждый. А плотва какая, от 500г до 1,5кг, ловить одно удовольствие. Да, рыбу тогда «нашел» я. Мы, обычно, расходимся  в разные стороны в поисках косяка рыбы, а потом, первый, кому повезло, делает сигнал нашим. При этом, соблюдается полная конспирация, т.к. народ пошел «мобильный», полный  фарш – бинокли, джипы, мобилки. Стоит только зазеваться – сразу обрубят. Так, с нами тогда и произошло, но мы успели «свое» взять.

Да, вернемся к нашим баранам. В заданном квадрате конкурентов не оказалось. Мы рассыпались веером в поисках удачи. Отмеряв 15 шагов на юг, а потом 10 на запад, я остановился. Привычными движениями делаю две лунки, ледобур уверенно режет лед, все идет по плану. Подкормил, наживил, жду, но клева нет. Нет, и во всех остальных. Как и ожидалось, отличился Валентин. Сначала одну плотвину, потом другую, третью, четвертую. А у нас полная стабильность. После пятой Валентиновой рыбины у меня нервы сдали. Быстро меняю место, располагаясь в пяти метрах от Хапуги. Опять процесс лунки, подкормка, наживка, ожидание. Остальные неудачники последовали за мной. А Валик все это время ловит, и не просто ловит. Он уверенно таскает, только туда и тут же назад. А у нас полная стабильность. Нервы становятся еще более не железными. Делаю новые лунки за ним, совсем рядом. Хапуга не ругается на меня, ему некогда. Одна за одной крупные плотвины ложатся ему в мешок. Подкормил, жду. Глухо, как в ванной. Начинаю злиться еще больше после того, как другие коллеги стали потихоньку ловить. В голову пришла хорошая мысль – нужно вернуться на старое место, там подкормлено, должна подойти рыба. Опять шлепаю мимо Валентина. Он пробурчал что-то невнятное и продолжал таскать. Переход результата не дал. Решил вернуться назад. Тут Хапуга не выдержал, вспомнил и меня, и мою бабушку, и всех родственников. Но при этом уступил мне свою вторую свободную лунку. Так поступают настоящие друзья! Я стал на колени рядом и начал опускать мормышку, пытаясь нащупать дно, но ничего не получалось. Несколько секунд недоумения и все стало понятно. На мормышке уже сидела большая плотва! И тут началось шоу!

Мы с Валиком ловили один быстрее другого. Стоя на коленях, без рукавиц,             я все делал с таким азартом как-будто это была последняя рыбалка в моей жизни. Я был на небе от счастья! Но меня остудил резкий окрик Михалыча: «Чего я должен твои удочки ловить?!».  Моя поплавочная удочка, оснащенная двумя черными крючками №4, которая осталась на моем месте, была почти полностью в лунке. Я еле успел ее перехватить. Сразу ощутил приятную тяжесть. Но сопротивление было нестабильным. Опыт подсказывал, что попались две рыбины. Со словами «Мастерство не пропиваемо» я их вывалил на лед. Красота! Одна около килограмма, вторая – грамм пятьсот!

После этого я окончательно перешел на свое место и начал уверенно ловить. Уверенно ловили и все остальные. Клев был великолепен. Погода нас не подвела. Был хороший морозный солнечный день. Но  не даром в начале я упомянул о приличном запасе спиртного и закуски. Это для  маскировки. Мы больше всего боялись, что к нам сбежится с полсотни рыбаков и  обрубят. Глубина была 3-4 метра, рыба сразу уходила. Поэтому, только завидев вдали приближающую компанию, мы резко прекращали ловить и начинали имитировать пьянку. Все проходили мимо нас и ничего не подозревали. Они думали что новички на водоеме водку пьют. Но мы знали свое дело - опять ловили одну за одной. Клев стал еще активней. Так происходило где-то до 11 часов. Потом нас засекли. Сбежалось и съехалось кучу рыбаков, обрубили, клев почти перестал. Рыба ушла.  Мы уже были не в обиде. У меня в рюкзаке приятно оттопыривалось около 2...... килограмм отборной плотвы, у Валика, конечно, побольше, а остальные поймали по1..... кг. От частой конспирации мы выпили все спиртное и были уже навеселе. Жизнь налаживалась.

Клевать перестало совсем. Валик с Николаичем поменяли место, но и там плотва уже не брала. И тут начинается то, из-за чего я первый раз в жизни взялся за перо.

Вспомнив, что у меня есть немножко мотыля ( а плотву у нас ловят на крупные куски легкого или вымя), я наживил одну из удочек. Тут же последовала мелкая и частая поклевка. Подсечка – и ничего нет. Опять такая же поклевка, и опять холостая подсечка. После многих попыток я вытащил небольшую густеру. Подошла мелочь! Наживил опять мотыль, и опять те же поклевки. После очередной небрежной подсечки я загнал крючек в что-то, как в пенек! И пенек поплыл! Я был в шоке. Будучи опытным рыбаком (22 года стаж только зимней рыбалки) и вытаскивая раньше плотву до 2 кг, я понял что это не плотва. Тяжесть была огромная, рывков не было. Рыба сильно и уверенно тянула в низ. Вот когда я пожалел о полудневной конспирации. Будучи хорошо выпивши, я не додумался  оперативно отпустить тормоз на катушечке. Рыба сделала еще круг и леска провисла. Вытаскиваю – все целое. Сход. Еще бы, крючки 4 номер, но леска 0.2 американская,  выдержала. Быстро переживляю и опускаю снасть. Опять много мелких поклевок, опять подсечка и второй пенек у меня на крючке! Теперь я спешил меньше, но рыба была очень сильная. Леска была как струна, но я верил в буржуйскую леску, и она меня не подвела. Я играл с рыбой, или она со мной. Один раз даже на метр вверх удалось подтянуть. Но рыбина тут же отыгрывала расстояние. Борьба продолжалась. Вдруг слышу Михалыча крик. Он зацепил такого же монстра. Михалыч кричал, сопел, ругался. Его борьба была не долгой, леска лопнула. Я поигрался еще пару минут и опять сход! Руки стали дрожать. Через 5 минут ситуация повторилась. Два монстра опять висело у нас на крючках. Точнее, это мы висели с Михалычем у них. Рыба опять тупо и уверенно тянула вниз. Хмель у меня мгновенно прошел. Но руки дрожали и я стоял на коленях перед огромной сильной рыбой. Иногда казалось, что она устает, но это казалось. У Михалыча опять обрыв и масса плохих слов, вот  и все! Я уверенно держу рыбу, а она меня. Борьба продолжалась уже минут 20. Рыба стала подаваться. Один раз поднял ее на пару метров, но пять сильный рывок и все заново. И вот беда, остатки алкоголя мне бьют в голову и я потянул на силу. Итог предсказуем – сломался крючок! Хоть плачь.

Подошли Валентин с Николаичем. Мы только разводим руками, а было из-за чего разводить. Такой тяжести я никогда зимой не ощущал. Рыба была неподьемная. Было обидно и за сходы, и за водку. И мешок пойманной плотвы уже не радовал. Поклевки вообще закончились.

«……. твою мать!» - кричит рядом мужик из чужой компании, вылазит из палатки и бросает на лед монстра! Это был карп, большой карп, уверенных 5 кг!

Все стало понятно, но обиднее стало еще больше. Мужик поделился, что ловил на одну удочку, не пил и морил его 40 мин. Но нам было не легче. Все разошлись по своим местам, но ловить уже не хотелось, да и не ловилось. Начали подумывать о обратной дороге. Было грустно!  Но тут поплавочек опять по-предательски запрыгал. Я подсек и чудо, опять ощутил привычную тяжесть!

Сердце мое забилось, хмеля уже давно не было. Я решил – вытащу любой ценой. Рыба водила сильно, упиралась, долго наматывала круги. Я отпустил всю леску на катушке и уверенно вел борьбу, пустив в ход все свое умение и мастерство. Прошло какое-то время. Рыба устала и  я смог подтянуть ее к лунке. Но опять невезение – я увидел большой хвост! Рыба зацепилась за хвост.  Ребята помогли разрубить лунку и хвост стал оттуда немного торчать. Но опять напасть – багорчика не было ни у кого. Я попытался взять руками, но тянуть зимой рыбу по-шерсти, то же что и против ветра. Рыба могла в любой момент ударить хвостом, и на этом бы все закончилось. Секундная пауза и Валик наклоняется, зубами хватая за огромный хвост, и вываливает на лед судака на

2 кг. Собралось много людей, такого шоу раньше никто не видел. Я уходил со льда с высоко поднятой головой.

Больше такой рыбалки у меня  не было. Через полгода летом рыбу потравили и вторую зиму ловим одну мелочь. А ловить ее никакого удовольствия………

Закончу блог словами Old-а   А вот плотва там уже не та…. Или мы уже не те…

Да разве можно такие истории публиковать, когда за окном январь, а льда нет!!! Спасибо за рассказ, все пережил вместе с автором)))
Эх... воспоминания. У каждого они свои - да не у всех такие яркие... )))
Читал и думал : клюнет ещё раз, вытащит ли... 5+
Собственно, в те времена, как Вы говорите, самого летнего рыбака можно было запросто присадить на пингвина, так и со мною случилось: пришел, увидел, заболел. Не так и далеко живу, но той рыбы там уже нету, досадно, осталась только память (так это далеко еще не все, а рыбаки по-старше, так те такие "сказки", рассказывают, что современному рыбаку и в голову не придет. Точно помню, как с меня смеялись, когда первый раз приехал и без санок: "А как же рыбу на берег тащить будешь?" Щас таких вопросов не задают. :(
Спасибо мужики! Да, раньше была совсем другая философия рыбалки. С одной стороны санки и мешки, а с другой - не было ни интернета с точным прогнозом и скоростью ветра, ни GPS, ни мобильной связи. В лучшем случае компас. Зато ездили все свободное время и в любую погоду. Я, помню в конце 70-х, когда появились полиэтиленовые палатки - это было что-то. А ловля на калину! Вот и живем воспоминаниями.
Секундная пауза и Валик наклоняется, зубами хватая за огромный хвост, и вываливает на лед судака на 2 кг.
Валик-голова, додумался !
Я же писал - он хапуга с ног до головы (в хорошем смысле этого слова)
Просто отлично! К сожалению у меня не сохранилось старого фотоматериала! Но два наших блога подряд отлично добавляют друг друга и создают читателям полную и яркую картину тех времен и событий,ибо в живую теперь этого уже не увидеть. Этакий мавзолей получился))))!!!
Согласен. Тоже нет старых фото, тогда с фотиком не ходили на лед. Эти снимки современные. Но то, что в душе творится можно пробовать изложить в виде воспоминаний. Спасибо тебе за то, что разшевелил .....
Как это не ходили?? Ходили-ходили...)))
Дядя, продайте шапку..))))
Олег , спасибо за прекрасный блог ! 5+++
Мавзолей OLDLENDA! - звучит!)))
Да уж -мы уже не те…
Мужики,напишите книгу -у ВАС талант изложения и хорошая память.
А я бы вообще эти 2 блога обьеденил в один.
Очень круто описано,вы как будто вместе и писали.
Это шедевр!!
Этой зимой сам собирался впервые туда на зимнюю,но судя по погоде, не скоро это будет. Спасибо за Блог о Родине! *****
Я палатки практически никогда никогда не использовал - руками махать тяжело!))) А вот заслон реально защищал от ветра и не мешал ловить!
таких таранын наверно уже нет(((
В 2014-м появится снова.
так в 2012 ж конец света?))) В это году надеюсь проверить,если Бог морозы даст
А шо это у малчика на ногах?
Поддержу! Нужен оперативный простор! А то как сычи сидят в тех палатках. Один в ней так и закляк с недопитой трехлитровой банкой "петлюровки". А ограничился бы заслоном - глядишь,кто бы шел мимо - помог допить.:)
Класс!! И я там был... На Кременчугском. И вроде как опять побывал. Надо постараться найти свои старые фотки!!! Спасибо!
Я тоже заметил, что 5 января - очень уловистый день.Не зря у меня традиция именно 5 января ходить на рыбалку...Ведь 5 января - мой День рождения!:)
Отличный блог, аж сам мысленно начал вываживать карпов:)
Спасибо еще раз всем за теплые слова. Спасибо Юре за "родные" фотки. Написали с Old похоже потому, что одно поколение, жили и рыбачили в одинаковых условиях, бегали за "Оковытой" и т.д. А рыбалка на "море" как мы его называем это вообще отдельная философия, по крайней мере, была. По крупной плотве в 2014 году - вполне реально, лишь бы Черкассы не "помогали". Кто помнит, а кто нет, но расскажу, в 70-е плотва ловилась мелкая, с ладошку считалась трофеем. Благодаря хорошей кормовой базе плотва хорошо росла и набирала вес. В средине 80-х в уловах стала преобладать плотва 300-500гр, но попадались особи и крупнее. Начиная с 90-х и по упомянутый 2002 год было рыбацкое эльдорадо. Попадались экземпляры по 2кг и больше. Леску ГДР рублевую 0,2 рвало только так. В конце зимы 2002г Черкассы выбросили хим. отходы и на этом все закончилось. Сейчас мелкой и средней плотвы в море много и она неплохо ловится. Хотелось, чтобы Юры Хантера слова сбылись.
Добить решили, что ли;))) Эх, напишу и я, ведь есть о чем! Только попаду туда, освежу память да фото добавлю! А насчет "не тех", посмею не согласиться. Идти нужно дальше, и искать. Час идти мало. Час идешь, пробуешь, клюет как из пулемета, но с ладоху. Как ни тяжело, подрываешься и топаешь еще, пока не нарвешься. Если дня хватит. Впрочем, ночью там тоже есть чем заняться. В Мозолиевке раз клевала плохо тарань, оказалось стоял стеной судак. Первый был пойман...на опарыша... Местные были в шоке, там никто его не ловил никогда, когда мы приперлись взмыленные на ночлег. И тарань до двушки не редкость. А вот леща не видел там в глаза, эт точно!
Да бывало за день штук по пять лещей попадалось(от кг до полторух)
Не все и не всегда было гладко. В одном из журналов "Свит рыбалки" был рассказ "На Кременчуг". Вот на него ссылка http://angler-ukraine.com.ua/archive/archive_article/105_kremenchuk.html
Почитайте, не пожалеете!
Да , от же ж раньше и рыба была . Мне отец тоже раньше рассказывал как они с дедам ходили на рыбалку под Жовнино , 3 часа в одну сторону ходили . Какая ж тогда рыбалка была , сразу приходили , искали рыбу , а потом нашли , сели на саночки спиной друг к другу , по одной удочке и ловили . И было что за 40 минут килограмм по 20 ловили .А потом когда стадо не подкармливали , оно уходило ,а потом уже и не хотелось ити её снова искать , потому что некуда было уже слаживать . Были ж времена .. Дай бог ещё такое время настанет ! А блог очень даже интересный .
Да, хорошо так вспомнить былое.В Закарпатье помню ловили усачей"мерен" 5-7 кг в "одном хвосте",тогда еще эта рыба была далеко не краснокнижная,на подустов Дунайских не обращали внимания,все реки в области блестели этой рыбой,рыбы было всякой и много.Бабушка покойная вспоминала как ловили рыбу плетеными корзинами....Да уж печаль,но природа умеет себя лечить,главное не мешать ей в этом...
Блин, аж вздохнул.... Отлично написано!
+++++++++
Жаль, что я тогда не рыбачил, но думаю все еще с переди)))))))