Я заранее прошу прощения за вынос личных эмоций на всеобщее обозрение, но носить это в себе я уже не могу.
Умер отец. Это горе для любой семьи и для любого человека. Но для меня это горе намного большее. Батя был моим другом, напарником по рыбалке, он был частью меня. Пусть не обижается моя супруга, но я состоял из трех частей – мой батя, мой сын и я. Теперь одной части не стало. В душе как что-то надорвалось, было очень больно. Ни какая водка и никакие успокоения близких не действовали. Прошло 40 дней, отца уже нет рядом, а боль осталась, я решил написать несколько строк в память о моем отце.
Дети войны их сейчас так по-современному называют, а тогда было голодное детство, ремесленное училище, армия и многолетняя добросовестная работа на заводе. Обычный типовой путь обычного советского человека. Рыбалкой отец занимался с детства, благо водоем находился недалеко от дома https://www.rybalka.com/lov66/blog/view/10474/ . Начинал с суровой нитки вместо лески и с крючка с булавки, откованного дедом-кузнецом. Даже бородку на крючке получалось сделать. Карпы с удовольствием глотали окатыши хлеба, наживленные на нехитрую снасть, и эта пойманная рыба была добавкой и разнообразием послевоенного рациона в сельских семьях.
Охотой отец стал заниматься тоже с детства. Дед-кузнец был охотником всю жизнь. У него было подарочное трофейное ружье (немецкое или австрийское, я уже не помню), так вот один из гостей чуть переложил пороха в заряд и выстрелил дуплетом в воду или нет, я уж врать не буду, но стволы оторвало. Насколько нужно было быть мастером своего дела, но прадед восстановил стволы кузнечной сваркой. Отполировал, и пользовался этим ружьем еще много лет, но в руки больше чужим не давал. Другое ружье-тулка, даже я помню, все время висело в чулане заряженным, но у детей даже не было мысли взять его без спроса. Под присмотром, я начал стрелять по сорокам, которые цыплят воровали, лет с 10. В селе охотников было всего два. Мой прадед и его друг дед Мышко (так его называли). Зайцев хватало в те времена. Но били столько, сколько нужно, не было дикой современной тяги «напаковаться». Забавный случай был у них. Кто охотится – знает, что заяц если спит, то спит очень крепко и его легко поймать спящим. Так было и у двух моих дедов. Нашли спящего зайца, накрыли фуфайкой и в вещмешок. Проходили еще полдня, ничего не убили, выпили бутылку, а по подходу к дому решили, что живого зайца несли охотникам домой как бы непрофессионально. Сказано – сделано. По команде «Выпускай» – дед отпустил зайца чуть далее, чтобы не бить в клочья, первый выстрел – осечка, а заяц бежит, второй выстрел – МИМО!
Благодаря своему прадеду, мой отец вошел во взрослую жизнь опытным и искушенным охотником и рыбаком. И меня с самого детства приучил к рыбалке. Ни каких уговоров не было, утром было одно касание за плечо и слова «Вставай» и все. Не проснулся – мои проблемы. Ни разу я не проспал. У отца всю жизнь были мотоциклы, и ездили мы на рыбалку в любую погоду, не выбирая, как сейчас модно, погоду по Интернету. Сколько себя помню – если выходной, значит мы на рыбалке. Отец очень суровый был мужик, два раза никогда не повторял, был авторитетом на работе, на рыбалках и охотах, и в семье. Его все слушались и любили. Он не разбрасывался словами, на деле доказывал свою правоту. И очень много любил шутить и подкалывать, особенно на рыбалке и охоте. Благодаря ему все выезды превращались в праздник. Подбиралась обтертая компания, где все знали всех десятилетиями, и все зная отцовскую привязанность к шуткам, все равно попадались на его уловки.
Попытаюсь изложить некоторые из них, хотя на бумаге сложно передать тот юмор и эмоции, которые были на самом деле.
Зима. Кременчугское водохранилище. Бугаевка. Мысок. Людей совсем нет. Наш экипаж 5 человек, я, отец и его коллеги по работе, взрослые дядьки и битые рыбаки. Плотва не берет совсем. Отцу стало скучно. А дело было в 90-е, когда водка продавалась в литровых бутылках типа Кремлевской или Распутина. Мать приспособилась закрывать томатный сок на зиму в этих бутылках. Все хорошо, но пробок с резьбой почему-то не хватало, и отец на рыбалках иногда свинчивал пробки с пустых бутылок и приносил домой. В тот день на рыбалке мы разошлись в разные стороны и сидели с отцом вдвоем. Через некоторое время к нам подошли его напарники, узнать как дела, а я в это время заметил в стороне пару пустых бутылок и пошел свинтить пробки для матери. Я даже не знал, что батя пошутит над мужиками. На их вопрос куда пошел Олег и зачем ему пробки, он сказал – на Пивзаводе открылся киоск, где их (пробки) принимают по 1 гривне. В то время это было пол доллара! Далее мы с отцом меняли места, и мужики меняли, поймали мы плохо, пролазили весь день. Складывались по темноте, и как только отъехали отец спрашивает у них типа как дела, как улов? А они отвечают – у одного 10 пробок, у второго 15, а у третьего – плохо, только 7!
Был у отца друг кадровый военный, Николай Иванович. Чудик похлещи бати. Я с ними и начинал школу зимней рыбалки. Был у него Москвич, которым ездили и по льду и по грязи ….. Бензин в то время ничего не стоил. Едем утром на зимнюю рыбалку, два военных, батя и я. Холодина ужасная. На вопрос отца «Как там с бензином?» – Николай Иванович отвечает «Хватит!» Отловились неплохо, но намерзлись! Едем назад по темноте, в поле машина стает, бензин ноль. Немного ненормативной лексики, но ехать нужно. Темень как у Гоголя в рассказах, метель, машин нет, голосовали, машины не стают. Начинаем замерзать, бегаем на дороге. Когда уже было достаточно экстрима, Николай Иванович, где-то с нычки, достает полную 20-ти литровую канистру бензина и начинает молча наливать в бак! Мужики его чуть не убили. Страсти не умолкали всю обратную дорогу.
Прошло время, лет 25. Находясь весной на одном из платных каналов в Бугаевке, мы ловили весеннего «морского» карася. Рыбинспекция обилечивала исправно. Наловились мы исправно, караси попадались больше кило, хорошо отдохнули и довольные возвращаемся к машине. Смотрим рядом стоит машина Николая Ивановича. Отец сразу понял, что тот где-то залез в кусты, чтобы не платить за рыбалку. Фраза мне «Ручка есть?» Батя пишет записку и под дворник на стекло – Владельцу автомобиля ВАЗ-2106 номерной знак 2131ПОА явиться в рыбинспекцию. Подпись – старший инспектор Ленда.
Ну пошутили, уехали и забыли. Звонит отцу через месяц Николай Иванович и первые слова непереводимы! Оказывается он действительно, будучи пенсионером, ныкался от рыбинспекции, под вечер его на стекле ожидал сюрприз. Поняв, что он попалился, поехал в рыбинспекцию на поклон. Те, внимательно его выслушали, и ответили, что у них нет такого старшего инспектора. Тот сбегал, принес записку. Долго они дискутировали, но не нашли такого человека. Весь месяц Николай Иванович думал, а кто ж это такой старший рыбинспектор Ленда? При этом они знакомы с отцом 40 лет! Потом его осенило! Долго мы еще смеялись.
Было еще много разного и интересного, еще раз повторюсь, каждая рыбалка – это был праздник. Так и прошла жизнь моего отца, работая на заводе по 12-16 часов в смену, а остальное время проводил на охоте и рыбалке. Последние годы, когда здоровье стало хуже, уделял воспитаю внука (моего племяша), но после всех моих рыбалок отец звонил мне и слушал отчет о рыбалке (иногда и более часа) со всеми подробностями и мелочами. Слушал и, мне кажется, он как буд-то сам оказывался на рыбалке.
Я начал это писать в июне того года. Не смог дописать, мысли не ложились, да и думал, что это никому не нужно и не буду выкладывать. Прошло время, боль в душе не утихла. Вчера за вечер все написал. Я по сей день не верю, что отца нет!