Крым,озеро Донузлав

Давно хотел немного написать про так понравившееся нам озеро Донузлав, которое находится за Евпаторией по дороге на Черноморку.

Так как я служу в морской авиации, про само озеро я слышал давно, еще проходя службув Очакове, так как на берегу этого озера раньше находилось два авиационных полка морской авиации в которых мы забирали вертолеты при делении Черноморского флота, но мне в тот раз побывать на озере не удалось.

Но все течет и меняется, наш Очаковский полк сократили и всех кто желал дальше служить перевели во вновь образованную часть в Крым, ну и я еще будучи тогда по военным меркам еще молодым, посоветовавшись с женой принял решение тоже ехать проходить службу в Крыму. Так я стал по тихоньку приближаться к Донузлаву.

Теперь о самом озере: Донузлав — самое глубокое озеро в Крыму и крупнейшее озеро Черноморского района, относится к Тарханкутской группе озёр. Площадь — 47 кмІ. Тип общей минирализации — соленое   ипресное (на крайнем севере, отделённом дорогой Т-01-08). Происхождение —тектоническое. Сейчас для озера более подходящим статусом может быть не озеро, а техногенный залив(поскольку в в 1961 г. в результате строительства военно-морской базы перешеек, разделяющий озеро (внутренние воды) и воды Чёрного моря (внешние воды), был разрыт и озеро было соединено с Чёрным морем.

Оно врезается вглубь полуострова на 30 км, отделяя Тарханкутский полуостров от остального Крыма. Наибольшая его глубина — 27 м, в устье ширина доходит до 8,5 км, а в верховье мелеет и суживается до нескольких сот метров. От моря Донузлав отделён песчаной пересыпью, длина которой составляет 9 км, ширина — от 200 до 600 метров. Площадь зеркальной поверхности Донузлава составляет 47 км.

Высокие и обрывистые берега Донузлава настолько извилисты, что как бы сами образуют небольшие заливы. В некоторых местах высота берега над уровнем воды составляет 25 метров. Ближе к устью берега пологие, постепенно переходящие в песчаные пляжи. Дно затянуто 10-метровым слоем ила. По своему составу он сходен с илом Мойнакского озера и может быть использован в лечебных целях.

Очень большая военноморская история этого озера, но об этом можно всегда причитать в инете, не буду тут останавливаться, хотя руки чешуться написать об этом.

И так я в Крыму, потихоньку обжились, наладился быт, получили хорошую новую квартиру, и как говорится в одной крымской пословице: "Если ты хочеш узнать сколько у тебя родственников, поселись в Крыму на берегу моря", началось к нам поломничество, причем начали приезжать даже те родственники о котрых мы очень давно ничего не слышали или те с которыми давно перестали очень тесно общаться, ну и конечно самые близкие нам люди которые никогда о нас не забывали и которых мы всегда рады видеть.

Естественно гостям надо организовывать отдых, некоторым хватало и нашего моря или Сакского лечебного соленого озера, ну а самих нас тянуло на Донузлав, тем более многие наши знакомые уже там побывали, их расказы еще больше усиливали наше желание, и дождавшись наших самых долгожданных ежегодних гостей с росии, а это была сестра жены с мужем и дочкой, мы им предложили такую поездку, их это очень заинтересовало, благо информации по озеру в инете много. Решили ехать в ближайшие выходные, так как гости в отпуске а у меня служба.

Начались сборы и подготовка к поездке, что берем, что не берем, расчитываем на ночевку или нет, если наши жены не будут против, узнаем у бывалых куда лучше подьехать и где больше морских калорий находится на дне и подводных скалах этого чудо озера, так как GPS у меня еще нет, все маршруты и точки я заношу в память своей головы, и ждем выходных.

Свершилось, мы выехали на озеро, всего каких то 60 километров нас отделяют от нашей мечты и прекрасного отдыха, естественно и от рыбалки, хотя сильно на нее мы не расчитывали, решено было больше заниматься собирательством разного рода доного корма, типа крабов, мидий и рапанов. По пути делаем не большие остановки и фото на память.

И вот мы уже проехали Евпаторию и Сакский район и вьехали в Черноморский район.

И вот оно озеро Донузлав, тут уже я включаю свой мозговой GPS, сьезжаю с трассы на грунтовую доргу и веду колону их двух машин в по проложенному мной за ранее маршруту, делаем первую остановку на месте подсказаному мне моими друзьями, решено пока остаться здесь и кинуть якорь (разбить лагерь).

Что нас удивило, так это то что вода в озере была кристально чистая и его подвоный мир был удивительно красив, тут можно было видеть множество разной рыбы, скатов, морских коньков, различных растений и естественно нашу еду в виде мидий и рапанов. Сразу поняли что на спининг тут сильно не половишь, много очень камней и прочего за что можно хорошо зацепиться и оборвать снасть, решено было ловить только бычка и то в отвес с лодки, да и не сильно хотелось тратить время на обычную рыбалку если под водой так красиво.

Разбив временный лагерь, жены  с детьми пошли немного искупнуться ну а мы пошли добывать пропитание, как оказалось что на этом месте до нас уже побывали любители морских  деликатесов, о чем было видно по раковинам разброссаным на берегу ракушкам и практически выбранному пустому на деликатесы дну. И тут я предлагаю всем ехать на одно место о котором мне не  так давно расказал один мой новый знакомый дядька родом с дешних мест, он мне сказал что есть такое место которое называется "Немецкая коса" почему так он мне не смог ответить, и что там места отдыхающими не хожены и что там полно как мидий так и рапанов, жены конечно сказали что им и тут хорошо и запасов еды и питья у нас и так хватает, мы всеже их убедили что мы приехали есть не колбасу а морские деликатесы начали быстро сворачивать свой еще не полностью равернутый лагерь, хорошо что мы еще не накачали лодку, быстро собравшись и осмотревшись мы тронулись дальше в путь вспоминая все ориентиры о которых мне говорил мой знакомый. Прехав еще километров сорок я узнал по описанию косу и мы свернули на нее, проехав в самый конец косы мы никого там не увидели кроме одного местного рыбака который там в заброд ловиль кефаль и лобаня на удочку, а мы естественно с собой никаких удочек не брали, только спиннинги, о чем конечно пожалели и сделали себе заметку на будущее. Разбив уже окончательно лагерь и накачав лодку мы пошли на разведку предварительно спросив у местного где и что тут есть под водой, и узнав нужную нам информацию мы отчалили. При первом же погружении мы увидили тьму мидий но а рапанов пока не видно было, набрав мидий мы по своему опыту и подсказке местного пошли на глубину метра 4 - 5 где мы увидили не только мидий и рапанов, которых было ну очень много, но и разную рыбу, скатов-хвостоколов но и кучу медуз которые нас иногда неприятно жалили, но мы уже по привычке не сильно на это обращали внимание. Набрав драгоценного белка мы пошли к берегу где нас уже ждал накрытый стол нашими вторыми половинками и детьми. Прекусив мы принялись перерабатывать нашу добычу, извлекать ее на белый свет из ее убежища и конечно по немногу пробывать ее на вкус. Достав добычу из каковин мы ее торжественно передали нашим поварам а сами решили немного отдохнуть, позагорать и так как жены не захотели оставаться на ночевку мы решили перед отьездом еще раз выйти и набрать домой мидий и рапанов.

Улов рапана

Выгрузка и сортировка мидий и рапанов, крабы в садке

Вот он морской конек который благополучно был выпущен моей дочкой

Вот она вкусняшка, правда на протвине вкуснее и удобней, но он был забыт дома.

Солнце близится к закату

В общем отдых удался, все остались довольными и было решено в следующий раз ехать сюда с ночевкой при всех снастях .

И следующий раз наступил, правда в этот раз мы поехали туда с друзьми-сослуживцами. По началу они хотели поехать на Беляус, это коса которая разделяет море с озером, мы их отговаривали, говорили им чтотам сейчас аншлаг и куча народу отдыхает дикарем, и только зря спалим бензин, но они были упертые. И мы поехали на Беляус, о чем потом они пожалели, народу там было так много что негде было яблоку упасть и все вкусные места были заняты, я еще раз предложил поехать на понравившуюся мне "Немецкую косу",  сказав им что уж там народу точно не будет, решено, поехали.

Приехавши мы сразу начали ставить палатки, так как ехали с ночевкой, разбили лагерь и сразу пошли за дарами озера а наши жены начали готовить вкуснятину взятую с собой.

Расположились

Насобиравши рапанов, мидий и крабов мы принялись это все обрабатывать и готовить, пытались ловить рыбу, но после хорошего стола поняли что с этого уже толку не будет, провели еще одну вылазку в озеро за живительным белком решили просто отдыхать и наслаждаться природой, добытыми харчами и немного горячительными напитками не упуская из виду детей которые радостно плескались в воде, кстати так как там глубина увеличивается уж очень постепенно, то детям там сплошное удовольствие.

Так вот мы дожили до вечера, весером же конечно шашлык со свинины мидий и рапанов, веселая музыка и компания, и что хорошо, так это то что мы там были одни на всю косу. Хорошо повечеряв и наговорившись мужики пошли спать, а наши болтушки еще долго сидели и чесали об ветер свои язычки.

Это я со своей половинкой, в апреле будет 15 лет как мы вместе, и без нее тоже я у своей палатки.

Но перед сном, мы всетаки договорились что утром обязательно выйдем на рыбалку, и когда мы проснулись то увидели удивительный и красивый рассвет который очаровал нас своими красками, решено было устроить всеобщий подьем чтобы все могли увидеть эту красоту, но жены даже слышать ничего об этом не хотели, им бы поспать, да куда им понять что такое утренняя зорька, это только нам рыбакам не надо никаких заморских курортов а дай лишь попасть на утреннюю зорьку, ну а  дети посмотрев и сказав как красиво снова завлились в сладкий сон.

Этот удивительный расвет.

Рыбалка удачи не принесла и немного перекусив мы решили снова опустится в чарующие глубины озера и набрать домой про запас столь питательного и столь полезного особенно для мужской силы белка, только решили крабов не брать, пущай растут.

Пробыв на озере до четырех вечера решено было ехать домой, хотя мы бы еще побыли но наши скво не привыкшие к спартанскому образу жизни требовали от нас ехать домой так как им тут не хватало душа, и других благ цивилизации. И мы ухели, но обещали еще вернуться.

Вот так вроде бы вкратце и все, приезжайте в Крым, мы всегда рады хорошим людям, здесь можно  не только жарить пузо на солнце и пить вино, а также просто хорош отдохнуть в общении и сприродой и увидеть удивительную красоту подводного мира озера Донузлав.

В этом году будет вылазка на мыс тарханкут, осталось только длждатся лета.

P.S. Прошу извенения за ошибки, хотя я и старался их не делать, сильно не пинайте, как смог так и написал. И еще, если кто из вас соберется за мидиями, берите бязаные перчатки с резиновыми пупырышками которые продаются в любом магазине, целее руки будут, из собственного опыта, и не срезайте мидии шпателем, выбирайте по крупнее и рвите их руками, не губите молодняк, и купаясь одевайте тапочки или ласты которые полностью закрывают ступню, так как на дне есть живность способная сделать вам уж очень больно а то и покалечить.

Класс! Вроде сам побывал. За блог 5+++!
Спасибо, давно хотел написать да все никак времени не было.
Отличный блог,спасибо! В Крыму отдыхал только в Алуште, Гурзуфе, Ялте, Балаклаве и Севастополе. В степном Крыму ни когда не бывал надо как то выбраться.
Во красотища!!! Не думал, что это озеро так хорошо, думал типа лимана - по колено и куча всякой нечисти!:)
Самая большая нечисть этого озера это медузы, оно конечно терпимо но неприятно.
А у меня ещё руки-ноги не дошли туда доехать.Но мысли есть.
Эх,хорошо! Давно вот так "дикарем" в Крыму не отдыхал. Спасибо,позитива добавили!
Ничё сибе вкратце )))Пол жизни рассказали ...
У рапанов печень вкусная но маленькая ))
Ну не пол жизни а всего то самую малость да пару вылазок, вот есть еще желание написать про крымские горы зимой, вот только надо с духом собраться.
Да и мясо тоже вкусное, только не надо его варить и кипятить чтобы достать с ракушки, достаточно просто залить их кипятком и пару минут подождать, тогда мясо не будет жесткое и их них получаться прекрасные отбивные, котлеты, шашлык.
На мясо смотреть уже не могу...был период основной рацион были (1 месяц) одни рапаны. Зато с таким обилием морепродуктов становишся настоящим ценителем))
Два года назад был в пос. Береговое (недалеко от Сак) и пропустил ТАКОЕ!!! Теперь придётся ишо раз ехать посмотреть Донузлав. Понравилось.
П.С. Рапаны!!!!!! Аж слюна потекла)))
Ну рапаны они везде есть, просто там где много народа их быстро выбирают, да и дайвера местные на них не плохо зарабатывают, мешками их вытягивают, надо искать место по безлюдней. и вообще рапаны это бич Черного моря, они уничтожают мидию и прочих моллюсков которые являются природним фильтром нашего моря.
вот смотрю на фотки с просторов нашей Ненки .....сколько красивых и интересных у нас мест, Ляпота!!!5+
Прикольный уикенд получился, молодцы. В этом году тоже отдыхал на Южной. Понравилось. Сейчас там вообще цивилизация. Вот только с рыбалкой-нырялкой не очень задалось. Рядом возле населенных пунктов все обшарено, а аборигенных мест не знаю.
Упс.... имел ввиду эти летом.
Был проездом в этих местах и не знал, что озеро такое интересное. Спасибо за рассказ! Сдали все клевые места, теперь народ хлынет. 5+++++!
Все равно не найдут, ну а если наши поедут, то я думаю что не навредят, ведь тут я надеюсь все любят природу.
Да, не оправдался ваш прогноз.
Приветствую, Рома!)) Интересно, сохранилась ли мидийная коллекторная плантация НИЛ "Гален ЛТД", (двухэтажный корпус с причалами и хозпостройками со стороны с.Новоивановка)? В мою докризисную крымскую жизнь и работу техдиректором в "Галене" рыбы в районе коллекторов, где искусственно выращивалась мидия было немерянно. Плюс всей тобой перечисленной морской живности всегда было в избытке.
Даже я и не знаю что сказать, насколько я знаю, то только то что все медийные плантации пали вместе с колхозами, вот сколько по Крыму катаюсь а еще нигде не встречал медийных плантаций, хотя я знаю что они были, ведь из мидий делали медийную вытяжку для создания лекарств.
Верно, "Биполан" из мидий на своём керченском заводе (на Аршинцевской косе) "Гален ЛТД" и выпускало. Плантацию я курировал, как технический директор холдинга (до марта 2008 года). Если там коллекторы с несущих тросов не демонтированы до сих пор, это место для мидий и прочего - клондайк! Детали и подробности при желании сброшу в ЛС (как авиатор авиатору:))).
Привет. Блог супер, читал и тихо плакал, домой захотелось... Медузы синие вообще порвали, я таких в море и не видел... А какие там рыбы водятся из речных?
Сколько лет прожил в Крыму. А там небыл вообще кроме как под ленино нигде нормально не рыбачил да то было 30 лет назад ностальджиииии спасибо за блог
Спасибо Вам за блог!5+
Спасибо за рассказ! Можно и про историю написать, думаю будет интересно и познавательно! Я Крым ещё будучи школьником в походах исходил, а теперь хочу со спиннингом покорить :) Кстати, в Крыму точно есть плантации мидий. В один из киевских ресторанов их доставляют прямо со своей плантации по сказочной цене... Впечатлил GPS в голове: через 40 км узнал место по описанию - браво!

Просьба развеять моё невежество: у нас ещё осталась морская авиация? Имеется ввиду спасательная? Это не ирония, а просто интерес. Два года назад был в Евпатории, на соревнованиях, которые проходили на базе дальней космической связи (осталась со времён СССР). Сейчас, ржавые никому не нужные антенны связи, пустующие казармы, ну и персонал символический для поддержания видимости незаброшенной территории...
Да осталась, одна бригада, и я как раз в ней служу. Мы выполняем как спасательные так и противолодочные задачи, а также перевозку грузов и людей на транспортных самолетах и вертолетах.
Красивые места для отдыха!
Спасибо за блог. Очень душевно и не побоюсь этого слова - в тему. В свое время Крым изъездил вдоль и поперек, а вот семейство свое - всё никак. (( Но ничего! Наверстаем! ))