С точки зрения аквариумистов этот местный "сардин" может и красив, но наживка из него - никакая. Мелок он, по мои м представлениям, в качестве живца. Но по этим вопросам у на главный - Наполеон, ему и флаг в руки.
Переплываем к противоположному берегу и запускаем прямо по струе самую крепкую уду. По части наживки я не ошибся, на съедение тарпону опять отправляется райнбой басс, тетраганаптенусы припасены для какого-то другого случая. Поплавок, сделав дугу, выходит в заданную точку и замирает в нескольких метрах от берега под самым обрывом. Все как вчера и, по аналогии, ждем внезапного появления тарпона. Щас, высунет спину из воды да как схватит!
Наполеон объясняет: на живца всегда клюет только крупная рыба, обычно самый большой тарпон из тех, что охотятся в данном месте. И, как правило, схватив наживку свечки он не делает (прыжки вертикально вверх - визитная карточка этой рыбы). Чувствует, что в зубах живая рыбка, и ведет себя соответственно - рвет сразу в глубину и оттуда ни под каким видом не желает подниматься на поверхность.
Потому и перенастраивать спиннинговую снасть для ловли на живца не имеет смысла - чтобы блесна играла лучше. надо. чтобы и лесочка была потоньше, и удилище почувствительней. Чтобы не скучать, я беру в руки спиннинг и продолжаю облавливать яму. НИЧЕГО. Ни одной поклевки.
Басс наш, радужный тоже, похоже, нафиг никому не нужен. Болтается, бедный, с крючком в спине на течении, никакой тарпон даже взглянуть на него не хочет. Похоже нету тут никакой приличной рыбы. Только гаспары у противоположного берега плещутся.
Проходит час. Солнце печет. Зачем рано вставали? Спали бы себе часов до 11. Том зевает, ему тоже скучно. Наполеон предлагает переплыть в другое место, может там клюнет? Почему бы и нет, поехали.
При полном бесклевье и праздном времяпровождении ухитрился сфотографировать еще одного зимородка, уже мелкого, примерно наших, европейских размеров. Вот что значит - диверсифицировать отдых, использовать несколько не соприкасающихся между собой развлечений. На плаву бы я его хрен сфотографировал: мелок, да и не подпустил бы близко. А тут сам прилетел и позировал по полной. Вот, зацените кадр.
Прихромал, раскачивая ветки, черный обезьян-ревун. Зверь абсолютно не редкий, в парках возле гостиниц эти обезьяны повсеместно верещат по ночам басом. Явно недоволен, что мы в его угодьях присутствуем: скалит зубы, яйца нам демонстрирует. Подшучиваю над Томом: это он на тебя так реагирует. Тот хохочет: намек может обидный, но все равно приятно.
Плывем себе потихоньку дальше. Упражняюсь в фотографировании дикой природы. Наполеон показывает мне каких-то жучков и птичек, говорит - редкие. Ну, редкие так редкие... Вот, пожалуйста, смотрите.
Выплываем на очередной плес. Я вспоминаю - рано утром мы примерно на таком же месте видели тарпона, и предлагаю Наполеону - давай кинем? Он пожимает плечами и подворачивает лодку к берегу - почему бы и нет.
Эх, раззудись плечо, размахнись рука. Наизусть знакомое упражнение. Цепляю самую яркую, с красной головой. Поехали.
И вот, как там пишут в рассказах про рыбалку, на очередном забросе... Фигушки. Не на очередном, а почти сразу у меня кто-то хватает блесну.
Сама поклевка происходит интересно, не удар, а мягкий такой рывок. Будто зацепил крючком гибкую ветку или пружину. Подсечка и - вот он, есть. Где-то посредине реки ниже по течению (блесна плавающая. и я специально отпустил ее подальше, чтобы тащить обратно против течения по дуге) вскипает вода и из нее вылетает метра на полтора вверх длинная серебристая рыба - тарпон.
Ощущение, я думаю, каждому рыбаку знакомое: вдруг (всегда и именно - вдруг) твою наживку хватает достойная добыча. Руки сразу начинают трястись. сердце громко бьется. Экскурс в личную психологию: я в такие моменты становлюсь почему-то спокоен. Что называется. совершаю все телодвижения с холодной головой. Потом - да, трясет, и в горле пересыхает, но в момент выуживания - деловой как танк. И леску спокойно подматываю, и по сторонам успеваю смотреть, и события комментировать.
Теперь, когда рыбка на бесится на крючке, возникает серьезная проблема. Только что на эту тему раскланивался, но еще раз на повторюсь: очень важно для меня, после того, как я зацепил редкий трофей во всей, как говорится, красе его сфотографировать. Не только ощутить, как он борется, но и, желательно, снять как тарпон, откинув хвост вылетает с раскрытой пастью из воды. Обстоятельства для такой возможности идеальны: солнечный день, в руках превосходный фотоаппарат и набор объективов, специально заточенных под такие съемки. И рыбка прыгает недалеко от лодки, снимай не хочу.
Снимать-то, конечно, хочу, но... Как говорил Петр Первый, уходя несолоно хлебавши из какой-нибудь Лифлдяндии: взять хочется, да некем! Получение хороших снимков подразумевает наличие рядом еще одного рыбака. Фотографом буду я, но спиннинг вместо меня кто-то должен держать???
Лирическое отступление: фотографирование дикой природы - занятие очень увлекательное. И при этом недешевое. Топ, конечно подводная фотография. Глядя на аквалангистов, обвешанных водонепроницаемыми боксами я, к примеру, иной раз стесняюсь представить сколько килобаксов потраченно на то, чтобы надлежащим образом обеспечить свое хобби. Но по другому увы никак. То есть можно, конечно, щелкать дешевой мыльницей, но это уже не фотографирование, а так, фиксация моментов.
Часами, а то и сутками приходится выжидать момент, когда какой-нибудь лось или медведь (да хотя бы и бурундук) вылезет на доступную дистанцию и примет подходящую позу. Хочется это не просто запечатлеть, а сфотографировать так, чтобы потом, посмотрев на снимок, любой смог пережить те мгновения, в которые он был сделан.
Но чтобы твое творчество стало интересно другим людям, кроме собственно умения, изрядного везения и прочих талантов требуется, как минимум, подходящий эквипмент. То бишь - те самые камеры и объективы, которые в данный момент находятся в лодке и раскиданы чуть ли не у меня под ногами. Я их притащил сюда целый рюкзак в расчете как раз на такой момент. Поди угадай, когда подвернется возможность сделать тот самый кадр, ради которого потрачены все эти тонны килобаксов? Перемещал на горбу всю эту груду дорогущей техники, следил, чтобы ничего не разбилось, не поцарапалось, не упало в воду, не дай Бог.
И вот ситуация. Объективы - сказка. Телевик Canon 300 2.8 IS практически лучший объектив в мире в своем классе. 5Д марк 2 (22 практически мегапикселя на полной рамке) - тоже не хило. Все настроено, все готово, только нажимай. Свет - солнечный, яркий, то есть (с учетом безграничного почти повышения чувствительности у Кэнон) выдержку можно выставлять какую угодно. Не просто рыбку в полете, а каждую капельку воды вокруг нее можно снять.
И - некем!!!
Точнее некому. Я все это сделаю запросто. Мне все понятно: и как это вообще сотворить, в сам процесс. Технически все исключительно просто. Навел на объект и снимай серией. Фокусируется "трехсотка" мгновенно, диафрагму крути на максимум чтобы глубина резкости не испортила основную картинку . И тарпон, что твоя модель, пляшет на хвосте посреди реки - на, бери, фотографируй.
И тут начинаются те самые, неучтенные, проблемы. Наполеон спиннинг брать в руки отказывается категорически. Фотоаппарат тем более: вдруг что-нибудь откажет в этой чудо технике. Мотивы такого поведения понятны: удилище там сломается или рыба сорваться - ты виноват. Клиент, если праздник неожиданно прервется "кинет предъяву": упустил редкую добычу.
Нет уж, спасибо (это я с позиций Наполеона). Я вас, ребята, привез куда надо, вы что хотели поймали, тешьтесь теперь, развлекайтесь. А я за лодкой послежу, рыбу помогу вытащить и так далее. Но остальное ни-ни.
Настоящий, короче, профессионал. Делает свою работу, остальное меня не касается. Что, конечно, по своему правильно, но моих задач никак не решает.
Остается Том. Спиннинг от также брать не хочет - ну просто нет, и все. Юрий, это твоя рыба, ты ее и тащи. Да и тяжело ему с тарпоном бороться. Про девочек рассуждать - не надорвался, а тут его, видите ли, немощь обуяла... Какое там у нас существует домашнее животное с длинной бородой и изогнутыми рогами? Камеру ему в руки дать? Единственный, кстати, выход, иначе вообще ничего не сфотографируешь.
Тут начинаются "те самые ограничения". Телеобъектив, что обеспечивает чудесную, резкую картинку - к черту. Весит он вместе с камерой то ли пять. то ли семь килограммов, не по силам такая тяжесть старику Тому. Да и объект в кадре держать и фокусироваться на нем хоть какой-то опыт нужен. Дедушка же в видоискатель вообще смотреть не умеет, он привычно, как у мыльницы ищет на задней панели "пятерки" жидкокристалический экран. То есть, рассчитывать можно лишь на то, что камера будет направлена в нужную сторону и хоть что-то фотографировать. Это в лучшем случае.
Зажимаю под мышкой удилище (тарпон, сильно дергая леску, гуляет где-то по центру реки) и, на манер обезьяны зажав корпус камеры ногой, одной рукой меняю объектив. Ставлю "ширик" 16-35 2.8 - им, конечно, только панорамки щелкать, но хоть что-нибудь сфотографирует. Выкручиваю приоритет диафрагмы на f8 - теперь можно и не фокусироваться. любой объект, попавший в кадр, получится резко. Сую фотоаппарат Тому - снимай. Ну пожалуйста, ну хоть как-нибудь.
Теперь что у нас с рыбой? Тарпон попрыгал немножко и теперь ходит где-то у прибрежных кустов. Чтобы его сфотографировать, надо тащить чуть ли не вплотную к лодке, иначе вместо огромной рыбины будет маячить на заднем фоне крохотный малек - таковы свойства широкоугольной оптики...
Опять лирическое отступление "на тему". Не знаю уж, насколько полезна для читателей эта информация, но... На обложках рыболовно-охотничьих журналов (да и везде) модно демонстрировать пойманные и убитые (лучше, конечно, вытащенные и отпущенные, но у подводных, к примеру, охотников эта тема не прокатывает) трофеи. Рыба на таких глянцевых фото всегда на первом плане, и как правило, выглядит очень большая. Потом читаешь снизу "Уникальный карп весом 3.2 кг..."
Какой он к черту уникальный? На три-то кг??? Ну а почему же такой большой? Вот, помню, попался и на 5, но выглядел явно поменьше...
А потому, что снято все как раз с помощью широкоугольного объектива, который ближние объекты увеличивает (иногда чуть ли не вдвое) а все что сзади делает гораздо меньше. Потому и карп на фотографии неестественно подрос.
Ну а в моем случае - тарпон минимизировался. Теперь. чтобы его снять надо тащить рыбу под самый борт и тут, что называется. мучить - заставлять демонстрировать себя во всей красе. Чем сейчас и займусь!
Рыбалка, конечно, прет вопреки всем правилам. По крайней мере моим. Тащить напролом - не тот стиль: и сами "потягушки" не слишком интересны, и нарушаются всякие тонкие моменты, из которых, назовем это так, складывается натуральное счастье. Дать рыбе возможность обмануть себя, вымотать ее в безрезультатной борьбе и в итоге заставить сдаться - вот настоящее джиу-джитсу. А просто колом по голове...
Но - или шашечки, или ехать. Увы, не до высшего пилотажа. Тем более снасть надежная, да и тарпончик - не монстр, килограмм на сорок, от силы на 60. Но красив, черт! Особенно когда выпрыгивает из воды и трясет пастью, пытаясь выплюнуть из нее блесну. Каких бы я с него "трехсоткой" кадров мог наделать! Кстати, про кадры... чем там занимается Том? Тащу уже напролом, сматывая изо всех сил леску.
В плане тянем-потянем, конечно, снасть самое то: и плетенка крепка на разрыв, и удилище - гнется в дугу, но даже не скрипит. Хорошие мне удочки во Владивостоке по приятельски подкинули. Вывожу тарпона к лодке и, методом "против лома нет приема" поднимаю его на поверхность. Ну рыбка, пляши!
Эх, даю публично клятву: когда-нибудь я все это действительно по настоящему сфотографирую. Именно как хочу - с застывшими в воздухе брызгами и летящей над поверхностью воды огромной рыбой, у которой на огромной чешуе тысячами зайчиков отражаются лучи солнца. Во время последнего визита и объективчик в Гонконге присмотрел подходящий - 600 f4, давно о таком мечтаю. Ценник у него, конечно, конский... но визитку у продавца взял и адрес магазина запомнил.
А пока... как сказала на встрече одноклассников бывшая школьная любовь: "мужика себе подходящего так и не нашла, живу с кем есть". Тому инструкции давать некогда, но вроде бы что-то фотографирует.
И опять - кое-что из опыта фотографирования рыб. Я тут выложил фото хариуса, прыгающего за мушкой. Чтобы его сделать, помучили мы этих хариусов... Кто думает, что их можно снять, когда они ловят мошек над водой - ... Наш национальный юмор: Вот вам, пастор, лыжи, а вон Швейцария, и под горочку. Кадр делается так: ловишь на мушку этого хариуса и заставляешь прыгать. Фотограф в этот момент (стоя по пояс в ледяной воде.. в костюме, конечно, но все равно) пытается этот процесс заснять.
Чтобы крупно и красиво - надо, чтобы рыба прыгала метрах в трех от объектива. Хариус, понятное дело, об этом не знает. и что мы его потом отпустим тоже. Поэтому, спасаясь, носится по всей речке, выбирая место, естественно, поглубже. То есть основное сражение за жизнь производится, как правило, достаточно далеко от того места, где установлен штатив. А когда бедную рыбку приволокут за губу на "съемочную площадку", она... уже не прыгает. Все, устала. Лежит утомленно на боку и хвостиком трепещет. Вы себе пьяную фотомодель после ночи разврата на рекламе каких-нибудь духов представляете? А они ведь тоже не вечно улыбаются, и тошнит их, и обкуренные, говорят, попадаются...
Выудишь с десяток, и все как один - еле трепыхаются. А потом и вообще брать перестают: решили дружно - нафиг нам такое издевательство? Собираешь фотоаппаратуру, тащишься в другое место, там опять - один на струю с удочкой, другой - по колено в воде с фотоаппаратом. И почти постоянно - то солнце ушло, то рыба не клюет, то еще что-нибудь мешает (медведь, к примеру, по кустам шляется, одним пальцем на спуск нажимаешь, другим - предохранитель на карабине нащупываешь).
Трудовые, в общем, получаются кадры. И меня в данный момент, с учетом печального опыта больше всего волнует, как скоро тарпон устанет? Сколько раз он еще прыгнет, прежде чем ему этот процесс надоест?
Дабы этот "Цирк де Солейл" не крутился вхолостую пытаюсь урезонить разбушевавшуюся рыбу. Она прыгает вверх... а я, кончик удилища следуя за ней и держа леску внатяг, на самом пике прыжка несильным рывком аккуратно "кладу" тарпона, не давая ему завершить упражнение по полному циклу. Есть в каратэ так называемые "мягкие блоки" - это когда не рубят с плеча, а как бы осторожно поглаживают летящий в физиономию кулак, в одно касание уводя его с нужной траектории. В результате вся сила уходит в пустоту. В фильмах про кунг-фу эти мягкие блоки Джеки Чаны и прочие китайские товарищи очень умело демонстрируют, они и эффективны для изматывания противника, и кинематографичны чрезвычайно.
Вот мы с тарпоном так и играемся. Она прыгнет, я его в полете дерг. Он шлеп набок, и через несколько секунд снова взлетает в воздух. Для любителей - сказочное зрелище, феерия, сказка. праздник. Том, голубчик, ну не подведи, ну хоть что-нибудь сфотографируй...
Увы, как и во всей остальной жизни - если не отужинаешь, то и не оттанцуешь. Как все это не в кайф, долго такое издевательство над рыбой продолжаться не может. Да и прыгает тарпон, тряся головой, вовсе не ради красивых эффектов и не с целью потренироваться в исполнении силовых упражнений. Он активно пытается избавится от вцепившихся в пасть крючков. И наконец ему это удается...
Чтобы там не пели про "если достал из воды - значит поймал!" я свое удовольствие получил. Теперь поглядим. что там у Тома вышло.
Из 40 с лишним кадров (борт лодки, много раз ее дно, что-то смазанное, скрюченный артритом палец, моя напряженная спина, нога Наполеона крупным планом, его же средняя часть туловища и т.д.) получился только один. Да и тому далеко до совершенства. Но уж что есть...