Именины Водяного


 Я понимаю что статейка длинная но очень интересна, решил её выложить т.к не однократно встречал рассказы о задобрении главного героя сей статьи.

Конь-гостинец

В былые времена за несколько дней до праздника, рыбаки вскладчину покупали у цыган самого старого и больного коня.

Брали за первую назначенную цену, не торгуясь. Потом его чистили, кормили лучшим зерном, расчесывали гриву. А в ночь на третье апреля вплетали в нее самые лучшие красные ленты, душистые сухие травы, натирали голову коня соленым медом и приводили к водоему. У самого берега лошади спутывали ноги, вешали на шею два старых жернова и на веревке тянули за лодкой, следя за тем, чтобы жертва начала тонуть лишь на середине озера или реки. Если там все еще стоял лед — делали прорубь и топили жертву в ней. Когда все заканчивалось, поверхность воды поливали маслом, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинчик на новоселье. Люби и жалуй нашу семью». При этом старший в рыбацкой артели следил за водой и по ее колыханию судил, при-нял ли гостинец водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик, хозяин вод) и остался ли доволен. Если лошадь долго не тонула, это считалось дурным знаком — не по нраву дедушке пришелся подарок.

 



Вот так в древности отмечали рыбаки именины водяного. Да и как не отмечать? Ведь он был для рыболовов прежде всего кормильцем всей семьи. Не уважить его значило обречь родных на голод, а обидеть и вовсе опасно, мог сети порвать, лодки утопить, а то и людей погубить. Праздновался день рождения водяника в период с первого по третье апреля — именно в это время обычно начинал сходить лед и, как гласят легенды, просыпались русалки и водяные. После долгого зимовья были они голодными и злыми. Пробудившись, водяной шут начинал ломать лед, мучить и пугать рыбу — мелкая от этого гибла, крупная могла уйти в другие водоемы. А получив гостинец, проказник успокаивался и принимался «наводить порядок в доме» — рыбу к себе приманивал, рыбакам улов хороший старался обеспечить. Хуже всего было, если жертву не успевали принести до третьего апреля — обидевшись, норовистый старикашка способен был покинуть озеро или реку, оставив их мертвыми, вообще без рыбы и водяной живности. 

Подарки для именинника

Но не только по праздникам дарили хозяину вод подарки. Рыбаки верили — чем чаще они о водяном вспомнят, тем больше рыбы он к ним пригонит. Поэтому ему от каждого рыболова полагались две — три пойманных в первый в году улов рыбины, время от времени — маслице или крошки хлеба, капли вина, щепотка табака. Угощая водовика табаком, приговаривали: «На тебе табачку, а нам дай рыбки». А в Вологодской губернии даже был обычай дарить подводной нежити один лапоть или сапог с портянкой, надеясь, что за обновку и она одарит ловцов рыбой. Осенью же, чтобы водяной спокойно улегся спать, с первыми заморозками в жертву ему приносили гуся. Птицу целое лето хорошо кормили, а плавать гоняли обязательно на тот водоем, где обитал водяной дедушка. Старались задобрить его и хозяева водяных мельниц. Будет водяник добр и доволен — и колесо мельничное не сломается, а мука никогда не закончится.Атак как водяной, по поверьям, хозяин щедрый (одно из его имен — Переплут — бог богатства) и помогает рыбакам да мельникам кормить свои семьи, старались люди не забывать и о тех, кто ходил в подводном царстве под защитой водовика. Считалось, что седьмого апреля, в день Акулины, русалки выплывают на берег и просят у людей холстины - наготу прикрыть да согреться. Вечером на берегу хвостатым девам оставляли куски ткани, а кто мог — старую одежду.

Хозяин водных поместий

Но не только русалки да ундины пользовались покровительством водяного. Наши предки считали, что вода — стихия чистая и не приемлет ничего грешного. Поэтому водяными становились чаще всего утопленники. Тело за ненадобностью выбрасывалось на берег, а дух оставался жить в озере или реке. Если человек был чист душой — становился хозяином водоема, если нет — шел в услужение. На близость к человеческому роду указывал и сам уклад жизни водяника. Заводил он себе на дне большое поместье, хорошо следил за чистотой и порядком в нем, в жены брал себе водяницу — крещеную утопленницу, было у него много детей (чаще всего — дочерей). Никогда не обижал водяной утонувшего ребенка — брал к себе и растил, как родного. Хозяйство у помещика-водовика было немаленькое: пас он стада рыб, черных коров и табуны подводных лошадей, сам разъезжал на соме, за что рыбаки называют эту рыбу «чертова лошадь». Любил водяной и шумные праздники, и веселье. Он мог услышать пение с берега и забрать человека на дно, чтобы тот развлекал его, как сказочный Садко, поэтому на озере или реке старались не шуметь, не петь громко песен. Считалось, что хозяин вод тянется к людям — видимо, память о том, что и сам когда-то дышал воздухом земли, не дает ему покоя. Встретить водяного можно было у берега в лунную ночь. Оборачивался он стариком, но иногда мужчиной или женщиной, а то и ребенком. При этом обязательно демонстрировал хоть одну черту, по которой угадывалось, что на самом деле встретился не человек: чешую, рыбий хвост, копыта или утиные лапы, синюю кожу, но чаще - мокрые волосы и низ одежды. Мог превратиться в любого зверя, птицу или рыбу, но непременно синего цвета. Кровь у хозяина вод тоже была синяя. Хороших людей водяной не обижал — напротив, давал дельный совет или указывал рыбные места.

Уважая традиции

Можно верить или не верить старым легендам, следовать или не следовать древним традициям. Можно по-разному относиться к рассказам и байкам рыбаков, утверждающих, что они лично встречались с хозяином вод или видели русалок. Но всегда следует помнить о том, что почитание нашими предками водяного, лешего, домового и прочих духов - это еще и дань уважения окружающему миру, природе и родному дому. Вряд ли современные рыбаки станут топить лошадь или гуся, чтобы уважить водного духа, но набросать в воду хлебные крошки совсем не вредно -рыба после прикорма лучше клевать будет. А уж если относиться к водоему с уважением и стараться не оставлять за собой грязь и мусор, то рыбы и прочей живности в нем разведется еще больше, и — кто знает — может, и вас не оставит дедушка водяной своей щедростью и заботой.

 

 

 

тпр

пь

это статья из книги Тайны ХХ века №3-с, и права на нее соответственно принадлежат этой редакции, информация от сюда.

Комментировать
Спасибо,очень интересно и много нового узнал.
И я много интересного узнал вот и решил выложить.
Потешили, спасибо!!! А если учесть что многие рыбаки очень суеверны то это вообще бомба!!!
Старался потешить...
Блин, интересная статья!!!!! Вот и я всегда на подсознании стараюсь, отблагодарить водяного кинув после рыбалки в воду монетку, приговаривая - "спасибо тебе за щедроты твои"!!!! Вона как!!!!!!!!
Вот и раскрыл свои секреты!!! Язычник, однако!!!:))))
И еще, Виталя, "Отче наш" перед рыбалкой обязательно!!!
не язычник, конечно, скорее атеист, я просто люблю собирать разную инфу интересную и любопытную...
Ну теперь все будем знать что надо говорить: «На тебе ******, а нам дай рыбки»
А вот Это примочки ОЛДа!!!!!!!
Интересная статейка! Жаль, канули эти традиции. Теперь водяному "оставляют" чаще всего пустые бутылки, вот он и свирепствует: рыбы всё меньше и мельче!?!
да.... я однажды банку майонезную вытянул, зацепилась горлышком за крючок... и браконьеры немалую лепту внесли ((((
Где ж коня то взять)))
у цыган))) до апреля время есть ))))
Почитал, и понял почему не везет, а он-оно что. Теперь буду благодарить.
Да если бы люди не срали сначала вдоль берега и вводу (всякго рода мусор) может он к нам и лучше относился бы...
очень познновательно.. хотя лошадку ____ жалко...
ну да... но тогда было лучше старую лошадь утопить чем самому с голоду сгинуть...
Комментировать
Надоела реклама?
Поддержите DIRTY — активируйте Ваш золотой аккаунт!